С 01.09.2012 год Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 137 начал работать по основной образовательной программе, разработанной педагогическим коллективом.
Основная общеобразовательная программа МБДОУ № 137 разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г . № 2562); приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; «Изменениями № 1 к 2.4.1.2660-10 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г . № 2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Основная общеобразовательная программа МБДОУ № 137 разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой, определяет специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учётом государственных требований к дошкольному уровню образования. Программа МБДОУ № 137 охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде, определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего и дошкольного возраста, направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста.
Программа определяет коррекционную работу по развитию речи детей.
Содержание программы МБДОУ № 137 включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, представлено в образовательных областях: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Программа МБДОУ № 137 приближена к «разумному минимуму», обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей раннего и дошкольного возраста и состоит из: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная часть обеспечивает достижение детьми готовности к школе, а именно: необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Кроме того, обязательная часть содержит раздел «Содержание коррекционной работы», который определяет деятельность логопедических групп детского сада и логопункта.
Обязательная часть программы МБДОУ № 137 реализуется на основе примерной основной общеобразовательной программы «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой, которая является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учётом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражает наличие приоритетного направления: физическое развитие дошкольников.
Примерная основная общеобразовательная программа «Истоки» под ред. Л.А. Парамоновой, рассчитана на 7 лет обучения: дети раннего, младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста. Содержание программы распределено по семи возрастным группам:
ранний возраст – от рождения до 1 года (младенческий возраст) от 1 года до 3 лет (ранний возраст (первая и вторая группы раннего возраста);
младший дошкольный возраст – от 3 до 5 лет (вторая младшая и средняя группы);
старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Согласно Уставу МБДОУ № 137, в детском саду воспитываются дети с 1,5 лет, поэтому педагоги используют примерную основную общеобразовательную программу «Истоки» только на 6 лет обучения детей, начиная со второй группы раннего возраста.
Программа МБДОУ № 137 имеет яркую воспитывающую направленность, содержание которой представлено практически во всех разделах. Современная социальная ситуация определила постановку новых задач личностно ориентированного воспитания: формирование толерантности, чувства собственного достоинства, первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважения к традициям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения и др.
Реализация деятельностного подхода в программе определяется изменением направленности воспитателей и ребёнка в организации разных видов деятельности. Главным становится не только результат (правильный рисунок, точная конструкция, близкий к образцу пересказ и др.), но и увлечённость самим процессом деятельности: активная эмоциональная включённость ребёнка, поиск средств и способов исполнения, позволяющих ребёнку использовать их самостоятельно и творчески, что приводит к развитию самой деятельности, а значит – к развитию ребёнка.
Программа позволяет оптимально сочетать базовое содержание образования, заданное в ней, коррекционную работу по развитию речи детей и приоритетное направление физическое развитие дошкольников.
При этом приоритет в работе выступает как фактор обогащения общего развития ребёнка.
Приоритетное физическое развитие дошкольников означает:
- уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;
- формулировать задачи физического развития на определённый период и определять первостепенные из них с учётом особенностей каждого ребёнка;
- проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути достижения цели;
- организовывать процесс воспитания в определённой системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;
- сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;
- владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его;
- обогащать представления дошкольников в плане физического развития, формируя их компетентность;
- приобщать дошкольников к спорту.
Программа обеспечивает равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
Цель общей образовательной программы МБДОУ№ 137: разностороннее формирование личности ребёнка с учётом его психического и социального развития, индивидуальных возможностей и склонностей, коррекция и компенсация развития речи.
Задачи:
– охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
– создание комфортного и благоприятного психологического климата, формирование представлений о способах обеспечения безопасности жизнедеятельности, навыков адаптивного безопасного поведения, осознанного отношения к различным проблемным ситуациям;
– обеспечение гармоничного интеллектуального, эстетического и личностного развития ребёнка;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Особенности осуществления образовательного процесса.
Программа МБДОУ № 137 предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Всё содержание образовательного процесса представлено в форме задач, стоящих перед педагогом, которые предполагают четыре вектора решения:
1) непосредственно образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (предметной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
2) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
3) самостоятельная деятельность детей;
4) взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
|